Положение о библиотеке

Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития
личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных
материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с
изменениями на 28 декабря 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал - социалистической
рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику
совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение
какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ относятся:
 официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
 материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью
первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой.
2.6. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
2.7. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в соответствии
с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и
нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и педагогов
общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам, родителям
(законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях:
 бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
 цифровом (DVD -диски);
 коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования учебников и
учебных пособий из библиотечного фонда.

4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной организации:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной
к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом
исполнительной власти;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует
и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует
развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры
личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических
работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных
законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию
читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм
работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций,
литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для
обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью
формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.

4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе совещательного органа –
библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому
хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и
закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров
финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на
улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий,
комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор
школы в соответствии с Уставом общеобразовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор школы,
который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки.
Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую очередь, за
комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной информационной среды для
читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в
пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями (иными
законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и Уставом общеобразовательной организации.
6.3. Заведующий библиотекой назначается директором общеобразовательной организации, является
членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Заведующий библиотекой отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее
деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом
совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего годового
плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы
общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутри
библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам,
устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом
объемов и сложности работ.

6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной организации регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству
Российской Федерации.
6.9. Заведующий библиотекой подлежит аттестации в соответствии с порядком, установленным
Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять требованиям соответствующих
квалификационных характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и требования
охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Заведующий библиотекой имеет право:
 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации;
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
 определять источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
 определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными директором
школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
 взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей ответственность несут
законные представители;
 вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере).
 участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом Уставом;
 на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах
Правительства РФ.
 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
 участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
7.2. Заведующий библиотекой обязан:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными программами общеобразовательной организации, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
 совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание
пользователей;
 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
 обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
 вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед директором
общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
 за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде, Правилами
внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
 за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
 за
сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.

8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об
этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет
последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в
индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их
возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке производится в
присутствии заведующего библиотекой.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться к
заведующему библиотекой.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к ресурсам, указанным
в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной
безопасности.
http://ohrana-tryda.com/node/2086

10. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов в библиотеке школы и
обслуживания данной категории учащихся
10.1. Образовательной организацией, обеспечивается создание инвалидам, включая инвалидов,
использующих кресла-коляски и собак-проводников, следующих условий доступности библиотек в
соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми
актами:
- возможность беспрепятственного входа в библиотеки и выхода из них;
- содействие инвалиду при входе в здание и выходе из него;

- возможность самостоятельного передвижения по библиотеке в целях доступа к месту предоставления
услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и
вспомогательных технологий, а также кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного
передвижения, оказание им помощи на территории библиотеки;
- проведение инструктажа сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с
получателями услуги, по вопросам ознакомления инвалидов с размещением кабинетов, а также оказания
им помощи в уяснении последовательности действий и маршрута передвижения при получении услуги;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации о порядке предоставления услуги, ее
оформление в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе
дублирование необходимой для получения услуги текстовой информации на электронных носителях,
зрительной информации звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и
графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на
контрастном фоне, допуск сурдопереводчика и тифлопереводчика;
- оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в
преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию библиотек наравне с другими
лицами;
- обеспечение доступа инвалидов к иным помещениям: гардероб, санузлы, коридоры;
10.2. В целях предоставления услуг, доступных для инвалидов в соответствии с требованиями,
установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, образовательной
организацией, обеспечиваются:
- оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в уяснении порядка
предоставления и получения услуги;
- обеспечение других условий доступности, предусмотренных действующим законодательством.
11. Порядок проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с
Федеральными списками экстремистских материалов
11.1. В целях исключения возможности массового распространения экстремистских материалов
библиотеки самостоятельно осуществляют проверку фонда на предмет наличия в нем документов,
включенных в ФСЭМ, которая проводится:
 при поступлении новых документов в фонд;
 систематически (не реже одного раза в три месяца) путем сверки ФСЭМ со справочнобиблиографическим аппаратом фонда библиотеки.
Заведующим библиотекой проводится просмотр 1 раз в месяц сайта Министерства юстиции РФ для
обновления информации по списку экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки,
фиксирует в акте сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов. Акты
сверок хранятся в документации школьной библиотеки. Обновленный список экстремистских
материалов сохраняется каждый раз на компьютере библиотекаря с указанием даты обновления.
11.2. Издания, включенные в ФСЭМ, не могут быть представлены в открытом доступе на выставках и
любым иным способом допущены к массовому распространению среди обучающихся.
11.3. При обнаружении экстремистского материала на обложку издания наклеивается ярлык с отметкой –
красный восклицательный знак. Это означает, что доступ к изданию ограничен. Особый режим хранения
не предусматривается. Издания из библиотечно-информационного фонда, включенные в ФСЭМ
изымаются из фондов обслуживания, составляется акт о списании и уничтожении исключенной из
библиотеки литературы и материалов.
11.4 При осуществлении отбора заказа и приобретении информационной продукции из внешних
документных потоков с целью пополнения библиотечно-информационного фонда школы заведующий
библиотекой проводит их сверку с ФСЭМ. Комплектование пополнения библиотечно-информационного
фонда изданиями ФСЭМ не допустимо.
11.5 Заведующий библиотекой проводит сверку информационно-библиотечных фондов незамедлительно
при новых поступлениях. О выявленных изданиях, включенных в ФСЭМ оперативно информирует
администрацию школы и предпринимает мероприятия по изъятию обнаруженной литературы из фонда
библиотеки.

12. Заключительные положения
12.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директора общеобразовательной организации.
12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме
в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
12.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего
Положения.
12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой
редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».