владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности и группы; знание основ физиологии, школьной гигиены; знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся, Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства; знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития образования и педагогической практики; способность к самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю; наличие организаторских умений и навыков; наличие коммуникативных способностей; высокий уровень духовно- нравственной культуры. 2. Цели и задачи деятельности классного руководителя 2.1 Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. 2.2.Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации в обществе. 2.3.Задачи: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно- ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; защита прав и интересов обучающихся; диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся. 3. Функции классного руководителя Основными функциями классного руководителя являются: 3.1. Аналитико-прогностическая функция (совместно с медицинской и психологопедагогической службами школы), выражающаяся в: изучении индивидуальных особенностей, обучающихся; выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива; изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка; изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса; прогнозировании уровней воспитанности, личностного развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива; прогнозировании результатов воспитательной деятельности; построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом; предвидении последствий, складывающихся в классном коллективе отношений. 3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в: координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом; координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления; организации взаимодействия деятельности с учителями - предметниками, педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования, педагогом – организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы, семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся; содействии в организации внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. в получении дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, НОУ) как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; участии в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики; координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеурочной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время; организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в образовательном деятельности; заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся; выявлении и учете детей социально незащищенных категорий (совместно с социальным педагогом); обеспечении охраны прав и социальной защиты всех категорий, обучающихся; систематическом посещении неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой стратегии и тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом); систематическом наблюдении за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в ОДН; контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка для обучающихся» и «Положения о школьной форме и внешнем виде обучающегося» ведении документации классного руководителя (Приложение 1) 3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в: развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, между обучающимися и взрослыми; оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу; содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка; оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом; информировании обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях, и объединениях. 3.4. Контрольная функция, выражающаяся в: контроле за успеваемостью каждого обучающегося; контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися; контроле за самочувствием обучающихся; контроле за организацией питания обучающихся класса; контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка для обучающихся» и «Положения о школьной форме и внешнем виде обучающегося» контроле за состоянием закреплённого кабинета. 4.Обязанности классного руководителя Работа классного руководителя строится в соответствии с данной циклограммой: 4.1.Классный руководитель ежедневно: определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; организует и контролирует дежурство обучающихся; организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении; присутствует на всех мероприятиях, в которых принимают участие обучающиеся своего класса; присутствует на всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях, проводимых для родителей (законных представителей) своего класса. контролирует соблюдение обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка для обучающихся» и «Положения о школьной форме и внешнем виде обучающегося» 4.2.Классный руководитель еженедельно: проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы; организует работу с родителями по ситуации; проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации; анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся. контролирует посещение учащимися электронного дневника; 4.3. Классный руководитель ежемесячно: посещает уроки в своем классе; проводит консультации у социального педагога и отдельных учителей-предметников; решает хозяйственные вопросы в классе; координирует работу Совета родителей класса; координирует работу классного актива. 4.4. Классный руководитель каждый триместр: оформляет и заполняет классный (электронный) журнал; участвует в работе методического объединения классных руководителей; проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за триместр, состояния успеваемости и уровня воспитанности обучающихся; проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый триместтр; проводит классное родительское собрание; представляет в учебную часть отчет об успеваемости обучающихся класса за триместр; 4.5.Классный руководитель ежегодно: оформляет личные дела обучающихся; анализирует состояние воспитательной работы в классе (май) и уровень воспитанности обучающихся в течение года (сентябрь, май); составляет план воспитательной работы в классе (по триместрам); собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.) – по запросу; 4.6.Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц. 4.8.Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в триместр. 4.9.Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе. 4.10.Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании. 4.11.Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей, повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии. 5. Права классного руководителя 5.1.Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим обучающимся; 5.2.Координировать работу учителей-предметников в классе; 5.3. По согласованию присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых в классе; 5.4.Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени; 5.5.Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления; 5.6.Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, с учетом основных принципов общешкольного планирования, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий; 5.7.Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам; 5.8.Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности Совета родителей класса; 5.9.По согласованию с администрацией школы обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях; 5.10.Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с учащимися; 5.11. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, обучающихся, других педагогов. 6. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя 6.1.Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается методическим объединением классных руководителей и утверждается Педагогическим советом школы. 6.2.Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. 6.3.Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). 6.4.Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). 6.5.Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев. 6.6. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная динамика в: степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа жизни; уровне воспитанности учащихся; проценте посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий; уровень сформированности классного коллектива; проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности; рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях различного уровня; степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления. 6.7.Администрация школы включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя. 7. Ответственность классного руководителя 7.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время воспитательных мероприятий с классом; 7.2. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт административную ответственность и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством; 7.3. Классный руководитель несёт полную индивидуальную материальную ответственность за причинённый ущерб (реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества) в соответствии со статёй 241 Трудового Кодека РФ. 7.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 7.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством. 7.6. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством. Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства в акт вносятся изменения в установленном порядке. Приложение 1 к Положению о классном руководителе Документация классного руководителя 1. Программа воспитывающей деятельности класса; 2. План воспитательной работы класса на учебный год; 3. Социальный паспорт класса; 4. Личные дела обучающихся; 5. Протоколы родительских собраний; 6. Классный (электронный) журнал; 7. Дневник классного руководителя* 8. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий; 9. Отчеты о работе классного руководителя за четверть (по предложенной форме); 10. Анализ работы классного руководителя за учебный год; 11. Журнал регистрации инструктажа обучающихся по мерам безопасности. *Примерная структура Дневника классного руководителя 1. Сведения об обучающихся и их родителях. 2. Общественные поручения обучающихся, актив класса. 3. График дежурств по классу, школе. 4. Рейтинг участия обучающихся в классных, школьных делах, конкурсной деятельности. 5. Тематика классных часов. 6. Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время. 7. Индивидуальные и общие карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности. 8. Тематика родительских собраний 9. Учет посещаемости родительских собраний 10.Сведения о Совете родителей класса.